Карманный справочник авантюристки.

пятница, 27 ноября 2015 г.

Изучение литературы в школе

Подруга и коллега, преподающая в школе, скинула любопытную ссылочку в наш общий диалог с одногруппницами:

Писатели - тоже люди

У нас немедленно завязалась дискуссия. Если исключить ряд грубых фактологических ошибок, то вопрос действительно наболевший.Как преподавать литературу в школе так, чтобы:
- Ученики хотя бы примерно разбирались в историко-литературном процессе;
- Читали произведения, включенные в школьную программу или в список дополнительной литературы;
- Умели анализировать текст, не пересказывать (sic!);
- Все-таки читать полюбили. Не говоря уж о том, чтобы вынесли для себя что-то полезное и нужное.



Другая наша коллега согласилась и заметила, что биографический материал из учебника обычно представляет писателя гипсовой статуей, только в словесном эквиваленте. Но все-таки учебник - это научная литература, а не развлекательная, цель у него такая - информацию до школьных лбов доносить. Желательно доступно и с учетом компетенций и образовательных стандартов.

В данном случае основная нагрузка ложится на плечи учителя и зависит от его педагогического и артистического талантов. Он должен оживить гипсовую статую из учебника и раскрыть перед учениками внутренний мир человека, с которым можно соприкоснуться лишь через Слово, его собственное либо через взгляд третьего лица. А как мы знаем, это искусство доступно не каждому.
Никто не отрицает, что у писателей были свои особенности и недостатки и вообще это люди, как правило, уникальной судьбы, зачастую трагичной. Преподавая литературу своим детям, я обычно стремлюсь донести именно эту мысль: люди переживали страшные лишения, личные трагедии, исторические катастрофы, но всегда оставались верны своему творчеству, словом и делом.
Немного примеров из практики "оживления писателей". Я вообще люблю небольшие житейские истории в духе исторического анекдота, иногда веселые, иногда немного грустные
Когда мы изучаем или обсуждаем лирику М.Ю. Лермонтова, я обожаю цитировать его строчки: "У Вареньки родинка, Варенька - уродинка". Это всегда вызывает позитивную реакцию. Но потом следует трагическая история любви поэта и Варвары Лопухиной. Более эмоционально, конечно, реагируют девочки. Сопереживают поэту и моей исторической тезке.

Другой мой любимый исторический анекдот выходит за рамки школьной программы. Он про письмо молодого Ромена Роллана Льву Толстому. Я питаю слабость к широкомасштабным романам-эпопеям, поэтому люблю при случае упомянуть и "Жан-Кристофа", и "Реку жизни". А вдруг мои ученики заинтересуются?

По-настоящему трагическое звучание приобретает встреча двух Александров - Пушкина и Грибоедова. Этой историей начинал урок по биографии Грибоедова мой учитель-наставник на пед. практике.

Сотни их... Этих маленьких, но таких живых, иногда судьбоносных историй. И вместе с ними оживают гипсовые статуи из учебника. И интерес учащихся.
А у вас есть любимые истории о писателях?


2 комментария on "Изучение литературы в школе"
  1. Каждый раз ужасно удивляюсь, когда понимаю, что, например, Пушкин и Грибоедов жили в одно время. Из политического контекста проще не вырвать писателя, а из связей - запросто.
    Я люблю читать, но биография писателя ужасно мне всегда мешает, далеко не все они были хорошими людьми

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне изучение биографии принципиально важно для понимания творчества писателей. Биографический метод серьезно облегчает преподавателю жизнь. А просто читатель может смело абстрагироваться от личности писателя.
      Хотя и я некоторых вещей в поведении, например, Достоевского понять и принять не могу.

      Удалить